Выписка из Рекомендаций Международной Морской Организации по безопасному использованию пестицидов на судах. Издание 1996 года.
Перевод с английского на русский язык
3.4.3. Фумигация в транзите
3.4.3.1. Фумигация в транзите должна проводиться только по усмотрению капитана судна. Это ясно должны понимать судовладельцы, фрахтователи и все другие заинтересованные стороны при рассмотрении вопроса о транспортировке груза, который может быть заражен. Многие факторы должны учитываться при выборе методов фумигации. Капитан должен знать требования правил государства судовладельца по вопросу фумигации транзите. Этот процесс должен быть согласован с администрацией порта погрузки. Процесс осуществляется двумя способами:
1. фумигация, при которой обработка груза происходит в герметичном помещении во время рейса и в котором перед отплытием не производилась дегазация;
2. фумигация груза в порту погрузки, когда дегазация производилась до отхода судна, но при этом сертификат чистоты для грузовых помещений не может быть выдан из-за остаточного газа и того, что грузовые помещения были снова закрыты перед отплытием.
3.4.3.2. Перед тем, как принять решение об отплытии с фумигируемым грузом, следует принять во внимание тот факт, что в силу рабочих условий, обстоятельства, приведенные в 3.4.3.1.2, могут возникнуть не намеренно, т.е. судно может отплыть по требованию раньше, чем начнется химический процесс фумигации. В таких обстоятельствах потенциальные опасности могут быть также велики, как и в случае с запланированной фумигации в транзите, и потому должны соблюдаться все меры, приведенные в нижеследующих параграфах.
3.4.3.3. Перед тем, как принять решение о проведении запланированной фумигации в порту и ее продолжении в море, необходимые меры предосторожности должны быть предприняты. Они включают следующее:
1. по крайней мере, два члена экипажа (включая одного офицера), которые прошли соответствующее обучение (см. 3.4.3.6), должны быть назначены капитаном ответственными за поддержание безопасных условий в помещениях, машинном отделении и других рабочих помещениях, после того, как капитан судна принял ответственность за фумигацию в транзите от представителя фумигационной компании (см. 3.4.3.12);
2. обученные представители капитана должны проинструктировать экипаж перед началом фумигации, и проинформировать представителя фумигационной компании о результатах инструктажа.
3.4.3.4. Пустые грузовые помещения должны быть инспектированы и/или испытаны на возможную утечку газа с помощью приборов так, чтобы соответствующие меры по герметизации могли бы быть осуществлены до или после погрузки. Представитель фумигационной компании совместно с обученными представителями капитана должен определить, насколько грузовые помещения, подлежащие фумигации, являются или могут быть достаточно герметичными для предотвращения утечки фумиганта в жилые помещения, машинное отделение и другие рабочие помещения судна. Особое внимание следует уделить потенциально проблематичным местам, таким как льяла и грузовая система. По завершению такой инспекции и/или испытания представитель фумигационной компании должен выдать капитану акт о том, что такая инспекция и/или испытание были проведены, о том, какие были приняты меры и о том, что грузовые помещения являются или могут быть удовлетворительными для фумигации. В случае, если грузовое помещение недостаточно герметично, представитель фумигационной компании должен выдать капитану и другим заинтересованным сторонам соответствующий акт.
3.4.3.5. Жилые помещения, машинное отделение, помещения, используемые для управления судном, часто посещаемые рабочие зоны и складские помещения, такие как помещения под баком непосредственно прилегающие к грузовым помещениям, которые подверглись фумигации в транзите, должны контролироваться в соответствии с требованиями пункта 3.4.3.13. Особое внимание следует уделить контролю концентрации газа в проблемных местах, о которых шла речь в 3.4.3.4.
3.4.3.6. Обученные представители капитана, назначенные в соответствии с п. 3.4.3.3 должны быть обеспечены и быть знакомы с:
1. Информационным Листом по Безопасному Использованию препарата; и
2. инструкциями на ярлыке фумиганта или самой упаковки, такими как рекомендации производителя фумиганта, касающиеся методов определения фумиганта в воздухе, его поведения и опасных свойств, симптомов отравления, соответствующей первой помощи и специального медицинского лечения, а также процедур для экстренных случаев.
3.4.3.7. Судно должно иметь:
1. газоанализаторы и соответствующие трубки для определения концентрации газа в соответствии с пунктом 3.4.3.12, вместе с инструкциями по использованию и нормами ПДК в рабочей зоне;
2. инструкцию по уничтожению остатков фумиганта;
3. по меньшей мере, четыре комплекта средств индивидуальной защиты, соответствующих используемому фумиганту;
4. необходимые лекарства и медицинское оборудование;
5. копию последней версии Медицинского справочника первой помощи при несчастных случаях связанных с опасными препаратами (MFAG). Особое внимание уделить таблице 550.
3.4.3.8. Представитель фумигационной компании должен письменно известить капитана о грузовых помещениях подлежащих фумигации, а также о любых других помещениях, в которые опасно входить во время фумигации. Во время закладки фумиганта представитель фумигационной компании должен обеспечить контроль безопасности прилегающих помещений.
3.4.3.9. Если грузовые помещения имеют груз, подлежащий фумигации в транзите, то:
1. после закладки фумиганта, представитель фумигационной компании совместно с обученными представителями капитана, проводят первичную проверку на предмет утечки газа и в случае обнаружения утечки проводят дополнительную герметизацию. Если капитан удовлетворен выполнением всех мер, перечисленных в п. 3.4.3.1…3.4.3.12, то судно может покинуть порт. В противном случае, следует выполнить требования, приведенные в п. 3.4.3.9.2 или 3.4.3.9.3.
Если условия 3.4.3.9.1 не выполнены, то
или:
2. После фумигации судно должно быть задержано либо в порту у соответствующего причала либо на якорной стоянке так долго, как это необходимо для того, чтобы газ в фумигируемых грузовых помещениях мог достичь достаточно высокой концентрации для обнаружения возможной утечки. Особое внимание следует уделить тем случаям, когда были применены твердые или жидкие фумиганты и требуется длительный период времени (обычно от 4 до 7 дней, если не используется система рециркуляции) для достижения высокой концентрации, позволяющей определить утечку. Если утечки определены, то судно не должно покидать порт вплоть до обнаружения источников этих утечек и их нейтрализации. После устранения всех погрешностей и готовности судна к отплытию, т.е. отсутствия утечки газа, представитель фумигационной компании должен выдать капитану письменный акт о том, что:
2.1. газ в грузовых помещениях достиг достаточно высокой концентрации для обнаружения какой-либо возможной утечки;
2.2. помещения, примыкающие к фумигированным грузовыми помещениям, были проверены и являются свободными от газа;
2.3. представитель судна умеет обращаться с предоставленным оборудованием, предназначенным для определения концентрации газа.
или:
3. После закладки фумиганта и сразу же после отплытия судна, представитель фумигационной компании должен оставаться на борту до тех пор, пока газ в фумигируемых грузовых помещениях не достигнет достаточно высокой концентрации для обнаружения любых возможных утечек или до тех пор, пока фумигируемый груз не будет выгружен (см. 3.4.3.20), и в любом случае обеспечить безопасность экипажа. Перед тем как покинуть судно, он должен убедиться, что судно находится в безопасном состоянии, т.е. утечек газа нет. Он должен выдать капитану письменный акт о том, что условия п. 3.4.3.9.21., 3.4.3.9.2.2 и 3.4.3.9.2.3 были выполнены.
3.4.3.10. После закладки фумиганта представитель фумигационной компании должен повесить предупреждающие знаки у всех входов в помещения, о которых извещен капитан в соответствии с 3.4.3.8. Эти предупреждающие знаки должны указывать наименование фумиганта, дату и время начала фумигации*.
3.4.3.11. В соответствующее время после закладки фумиганта представитель фумигационной компании вместе с представителем капитана должен проверить жилые помещения, машинное отделение и другие рабочие помещения на предмет отсутствия опасной концентрации газа.
3.4.3.12. После выполнения всех требований по безопасности представитель фумигационной компании должен формально в письменном виде передать капитану ответственность по обеспечению безопасных условий во всех жилых и рабочих помещениях. Представитель фумигационной компании должен обеспечить судно надежными средствами газоанализа и индивидуальной защиты, и обеспечить запасом детекторных трубок для отбора проб газа в соответствии с п. 3.4.3.13.
3.4.3.13. Проверки концентрации газа в определенных местах, включающих, по крайней мере, помещения, указанные в п. 3.4.3.5, должны проводиться на протяжении всего рейса, по меньшей мере, через каждые восемь часов или чаще, если это рекомендуется представителем фумигационной компании. Показания должны записываться в судовой журнал.
3.4.3.14. За исключением экстренных случаев, грузовые помещения, загерметизированные для фумигации в транзите, никогда не должны открываться в море и в них никто не должен входить. Если необходимо, то входить должны, по крайней мере, два человека в соответствующих средствах индивидуальной защиты, с надетыми ремнями безопасности прикрепленными к тросу, который контролирует человек снаружи этого помещения, также оснащенный аппаратом сжатого воздуха.
3.4.3.15. Если необходимо провентилировать грузовое помещение или помещения, должны быть предприняты все необходимые меры, чтобы избежать аккумуляции газа в жилых или рабочих помещениях. С этой целью следует тщательно контролировать эти помещения. Если в какой-то момент концентрация газа в этих помещениях превышает пороговое значение (TLV), то оттуда следует эвакуировать людей, а грузовые помещения дополнительно загерметизировать. Если грузовое помещение дополнительно герметизировалось после вентиляции, то не должно считаться, что оно абсолютно свободно от газа и прежде чем входить в него, должны быть проведены необходимые замеры газа и приняты соответствующие меры предосторожности.
3.4.3.16. Перед приходом судна, обычно не менее, чем за 24 часа, капитан должен проинформировать соответствующие власти страны назначения и портов захода о том, что проводится фумигация в транзите. Эта информация должна включать тип используемого фумиганта, дату фумигации, грузовые помещения, где проводилась фумигация, информацию о том, была ли начата вентиляция. По прибытию в порт выгрузки капитан должен также предоставить информацию в соответствии с п. 3.4.3.6.2 и 3.4.3.7.2.
3.4.3.17. По прибытию в порт выгрузки должны выполняться требования принимающих стран, касающиеся выгрузки фумигируемого груза . Перед входом в фумигированное грузовое помещение, обученный персонал фумигационной компании, либо другие уполномоченные лица, используя средства индивидуальной защиты, должны провести тщательный контроль помещений, для обеспечения безопасности персонала. Замеры концентрации газа следует записывать в судовом журнале. В случае необходимости, или в экстренном случае, капитан может начать вентиляцию фумигируемых грузовых помещений в соответствии с условиями 3.4.3.15, для обеспечения безопасности экипажа на борту судна. Если эта работа должна быть выполнена в открытом море, то перед ее выполнением капитан должен принять во внимание состояние моря и погоды.
3.4.3.18. Во время выгрузки следует пользоваться только механическими средствами, позволяющими персоналу не входить в грузовые помещения, где находится фумигированный груз. Тем не менее, когда присутствие персонала в грузовых помещениях необходимо для обработки и управления разгрузочным оборудованием, следует вести постоянный контроль концентрации газа в целях обеспечения безопасности работающего персонала. При необходимости этот персонал должен быть оснащен адекватными средствами индивидуальной защиты.
3.4.3.19. На последнем этапе выгрузки, когда возникает необходимость, чтобы персонал вошел в грузовые помещения, этот вход следует разрешать только после того, когда такие грузовые помещения будут свободны от газа.
3.4.3.20. По завершению выгрузки, когда судно свободно от фумиганта и сертифицировано об этом, следует убрать все предупреждающие знаки. В этом плане любое действие должно быть записано в судовом журнале.
* пример такого предупреждающего знака дается в приложении 3