Транзитная фумигация судна
- Подробности
- Просмотров: 880
Транзитная фумигация в судне - обеззараживание груза в трюмах судна без вывода его из эксплуатации, проходит в течение рейса и составляет от 5 суток и более в зависимости от глубины трюмов и метода обработки.
Фумигация судна в транзите должна проводиться только по усмотрению капитана судна. Это ясно должны понимать судовладельцы, фрахтователи и все другие заинтересованные стороны при рассмотрении вопроса о транспортировке груза, который может быть заражен. Многие фак- торы должны учитываться при выборе методов фумигации. Капитан должен знать требования правил государства судовладельца по вопросу фумигации транзите. Этот процесс должен быть согласован с администрацией порта погрузки.
Процесс осуществляется двумя способами:
- Фумигация судна, при которой обработка груза происходит в герметичном помещении во время рейса и в котором перед отплытием не производилась дегазация;
- Фумигация судна в порту погрузки, когда дегазация производилась до отхода судна, но при этом сертификат чистоты для грузовых помещений не может быть выдан из- за остаточного газа и того, что грузовые помещения были снова закрыты перед отплытием.
Фумигация судна состоит из следующих этапов:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Фумигационная компания заблаговременно получает заявку на выполнение работ и информацию от агентирующих фирм о предполагаемом времени прибытия и погрузки судна с указанием страны, куда следует груз и количество тонн.
Суда морского и речного флотов, на которых предполагается обеззараживание груза, препаратами на основе фосфина должны отвечать следующим требованиям, которые контролируются специалистами фумотряда:
- иметь механическую систему открытия и закрытия трюмных крышек;
- иметь принудительную вентиляцию жилых, рабочих и служебных помещений;
- система вентиляции трюмов не должна проходить через рабочие,
-служебные и жилые помещения судна.
Инспекция трюмов для определения готовности судна к фумигации рекомендуется проводить до начала его погрузки, когда трюма еще пусты. Инспекция трюмов судна должна включать в себя следующее:
1. проверка герметичности крышек трюмов вентиляционных люков и других закрытий;
2. конструкции и системы, такие как коффердамы, трубопроводы, тоннели, льяла, противопожарные системы, электропроводка и т.п., через которые газ может проникнуть в другие помещения;
3. с особым вниманием проводить осмотр трюмов, проходящих под настройкой судна или имеющих общую переборку с жилыми помещениями, удостовериться в их полной герметичности и невозможности проникновения газа в жилые помещения;
По окончании инспекции трюмов фумигатор составляет «Акт о готовности трюмов судна к фумигации» в котором отмечается годность каждого трюма к фумигации. Если какой-либо трюм не годен для фумигации, то в акте должна быть указана причина. Этот акт должен быть подписан фумигатором и капитаном судна или ответственным лицом, заменяющим капитаном.(Дополнение №1) Представитель фумотряда вручает капитану судна документ «Меры безопасности в рейсе, при дегазации груза и его разгрузке» (Дополнение №2), «Инструкция по замеру концентрации фосфина» (Дополнение №5) и знакомит капитана с техникой личной и общественной безопасности, пожарной безопасности, средствами индивидуальной защиты, симптомами отравления и оказания первой помощи.
Проводит инструктаж ответственного лица, назначенного капитаном, и выдает ему копию инструкции по применению фумиганта и акт осмотра трюмов, подписанного фумигатором и ответственным лицом, обеспечив следующую информацию:
1. перечень трюмов подлежащих фумигации;
2. методы закладки фумиганта;
3. меры предосторожности во время рейса, симптомы отравления методы первой помощи;
4. что средства индивидуальной защиты и газоанализаторы на борту судна и по крайней мере два члена экипажа прошли инструктаж по их использованию;
5. список помещений и открытых пространств судна, которые должны проверяться в рейсе на предмет утечки газа по меньшей мере один раз в сутки;
6. Инструкция по вентиляции трюмов и действия экипажа в случае утечки газа;
7. Противопожарная безопасность, средства и методы тушения фумиганта.
На основании полученных при инспекции судна данных а также исходя из конструктивных особенностей судна, физико-химических свойств фумиганта, температуры и характера груза, его влажности, продолжительности рейса и других факторов, определить возможность, условия и технологию эффективного обеззараживания груза. С учетом выбранной технологии обеззараживания специалист фумотряда определяет расход на каждый трюм препарата, содержащего фосфин, и составляет схему ввода препарата в груз или распределения его по поверхности груза, о чем составляется «Фумигационный план» (Дополнение №3), который выдается капитану судна под подпись. Передаются капитану судна под подпись средства газоанализа и газозащиты в виде «Список средств газоанализа и газозащиты» (Дополнение №4): - две противогазные панорамные маски; - два противогазных фильтра; - один аспиратор; - двадцать трубок; При этом средства газоанализа должны сопровождаться соответствующими международными стандартами или сертификатами Госстандарта Украины, позволяющих использование этих приборов на территории этой страны.
Оборудование и спецодежда применяемая для проведения фумигационных работ:
- металлический зонд с накручивающимися секциями для введения таблеток или гранул на необходимую глубину груза;
- газоанализатор для контроля концентрации газа в рабочей зоне;
- психрометр, термометр для измерения влажности и температуры зерна;
- панорамные маски и фильтры для защиты органов дыхания;
- легко вентилируемая (хлопчатобумажная куртка и штаны, кожаная обувь) спецодежда;
- головной шлем для защиты головы;
- рукавицы или перчатки для защиты рук;
- липкая лента, монтажная пена, полиэтиленовая пленка для дополнительной герметизации трюмов;
2. ФУМИГАЦИЯ В ТРАНЗИТЕ. ЗАКЛАДКА ПРЕПАРАТА
По окончании загрузки судна и проведении подготовительных работ приступают непосредственно к введению препаратов на основе фосфина (таблеток, пилюль, фумислив, одеял) в груз, находящийся в трюмах судна. На период введения препаратов фосфина в трюма, иллюминаторы и входные двери надстройки судна должны быть задраены, а система вентиляции надстройки должна быть включена. Члены экипажа, не имеющие отношения к проведению фумигационных работ, должны быть удалены с грузовой палубы. После завершения всех подготовительных работ ответственный специалист фумотряда представитель команды судна проводят окончательную проверку готовности судна к фумигации:
- обозначаются помещения судна, какие подлежат контролю на содержание фосфина в период рейса и выгрузки фумигированного груза;
- проводится проверка готовности фумигационного оборудования и средств защиты;
- определяются обязанности каждого специалиста в данной фумигации;
- до начала фумигации проводится инструктаж экипажа судна (не менее 2-х человек, назначенных капитаном судна) по технике безопасности и оказанию мер первой помощи;
После этих мероприятий фумотряд приступает к фумигации зерна, способом наиболее подходящим при данных условиях.
2.1 МЕТОДЫ ЗАКЛАДКИ ПРЕПАРАТА ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ЗЕРНОВЫХ
В зависимости от страны назначения и продолжительности рейса, конструктивных особенностей судна, температуры груза, его влажности, и других факторов определяют технологию эффективной фумигации зерна . Обеззараживание может проводиться :
- активным способом (с использованием ре-циркуляционной установки);
- пассивным способом; Метод закладки препарата в зерно выбирается исходя из способа фумигации, требований предъявляемых страной
импортером к зерну прошедшему фумигационную обработку и длительности перехода:
- Short probe (закладка препарата при помощи короткого зонда);
- Deep probing (закладка препарата при помощи длинного зонда);
- Trenched in fumisleeves (закладка препарата с использованием фумислив);
2.1.1. ПАССИВНЫЙ СПОСОБ ФУМИГАЦИИ
С помощью зонда, который представляет собой полую трубу диаметром 30-35 мм, состоящую из свинчивающихся колен длиной 1-1,5 м каждое, таблетки вносятся в следующем порядке:
1. По ширине трюма (от борта до борта) намечаются точки ввода препарата через каждые 1,5-2 м. Причем первая и последняя точка ввода должна быть не ближе чем 1,5 м. от комингса.
2.На расстоянии 1,5-2м второй ряд, но по отношению к первому в шахматном порядке. (Рис. №1) Первое колено зонда, которое имеет срез под углом 45° и подвижную крышку, препятствующую попаданию в зонд зерна при его погружении в насыпь, вводиться строго вертикально в зерновую насыпь, и по мере погружения на него навинчивается следующее колено, второе колено зонда – третье и т.д. по мере надобности, в зависимости от метода закладки фумиганта.
3. После максимального погружения зонда в первую точку специалист по фумигации открывает банку с препаратом и по заранее рассчитанному фумигационному плану определяет, какое количество таблеток ему нужно внести в одну точку.
Например: норма расхода препарата определена в 1,2 г/куб.м. Объем трюма 10000 куб.м. Следовательно на один трюм требуется 12000 г. фосфина. Если используются таблетки фостоксина, магтоксина, фостека, гелиофоса, то необходимо 12000 таблеток или 36000 г. препарата, поскольку каждая таблетка выделяет 1 г. фосфина.
4. Если по ширине трюма намечено 5 точек ввода препарата, а по длине трюма 8, то общее количество точек ввода будет 40 (5х8). Значит, в каждой точке надо внести в зерновую насыпь 300 таблеток препарата (12000 таблеток: 40 точек ввода).
После завершения работы на одном трюме специалисты переходят на следующий, стараясь проводить обработку трюмов по ветру. Закладка таблеток производится при полностью открытых трюмах, имея при себе противогаз в положении «На готове» (газ маска на шее или лежащая рядом) так как в начальный период (1-2 ч) в воздухе не создается опасной концентрации фосфина. В случае прерывания этапа закладки фумиганта по метеорологическим причинам (дождь, снег,сильный туман и др.), - когда распределение фумиганта в оставшиеся трюма откладывается на неопределенный срок, - последующие работы по введению их в толщу груза или распределению их по поверхности груза должны проводиться при условии контроля воздуха рабочей зоны на грузовой палубе и в трюмах специалистами фумотряда с применением СИЗ в положении «На готове».
Сразу же по окончании закладки препаратов члены экипажа, выделенные капитаном, закрывают обработанный трюм по-походному, при необходимости проводится дополнительная герметизация. По завершении закрытия, крепления и герметизации трюмов на них, а также на люках лазов наклеиваются предупредительные наклейки. Эти предупредительные знаки должны указать наименование фумиганта, дату и время начала и окончания фумигации.
3. ФУМИГАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ
После выполнения всех работ вся важная информация о фумигации заносится в фумигационный сертификат. Это данные о:
- начале и окончании обеззараживания (время и дата);
- типе используемом препарате;
- его дозировке;
- методе фумигации;
- экспозиции;
- требуемом времени на дегазацию;
Всего на подпись капитану вручается пять оригинальных фумигационных сертификатов,
один остается у него,
второй заказчику фумигации,
третий экспедитору для оформления фитосанитарного сертификата;
четвертый агенту для оформления отхода судна;
пятый остается у фумигационной компании;